Например, в Израиле, стране с развитой системой паллиативной помощи и запретом на эвтаназию, с 2006 года действует «Закон об умирающем пациенте». «Каждый израильтянин может оставить инструкцию по оказанию ему помощи на случай, если он не сможет сам выражать свою волю. Скажем, он может определить, что не хочет, чтобы врачи искусственно продлевали ему жизнь (и страдания), подключив к аппарату ИВЛ, но при этом он просит получать исключительно обезболивающие препараты, — говорит Клаудия Консон, эксперт по паллиативной помощи Министерства здравоохранения Израиля и консультант московских хосписов по сестринскому уходу. — То есть сам человек, находясь в состоянии принимать разумные и взвешенные решения, даже когда никаких смертельных заболеваний у него не обнаружено, может самостоятельно решить, что для него будет достойным уходом из жизни. Это во многом упрощает работу врачей и, что немаловажно, снимает груз ответственности с родственников».
Благодаря спросу на качественный сервис в обществе потребления паллиативная помощь постепенно прорастет в остальные области медицины — и очеловечит их. Врачи любой специальности начнут видеть в пациенте прежде всего личность, чью волю они должны уважать, а не диагноз, с которым надо бороться. «Мы начнем понимать, что если человек оказался в руках медработника, то больно ему быть не должно, — говорит Нюта Федермессер. — Должно работать золотое правило: сначала сними боль, потом все остальное. Я не я, я утрачиваю свою личность, когда мне больно. Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами».
Такой подход, когда пациенты и их близкие — полноценные участники принятия решений о самих себе, а сестринский уход и медицинские процедуры проводятся на основе их предпочтений и жизненных ценностей, к тому же эффективнее распределяет ресурсы системы здравоохранения. В итоге паллиативная помощь сроднится с обычной и интегрируется в систему здравоохранения, а как отдельный вид медпомощи она должна исчезнуть — за ненадобностью.